Маркировка шин
Маркировка шин - это нанесенные на резину покрышки обозначения, призванные облегчить подбор шины для конкретного автомобиля при соответствующих условиях окружающей среды. Вся самая необходимая исходная информация будет расположена на самой шине и человек, разбирающийся в обозначениях, сможет сделать правильные выводы о рассматриваемой покрышке.
В этой статье рассмотрены наиболее часто используемые виды маркировок с целью научить наших посетителей разбираться в данном вопросе не хуже экспертов.
Шины оказывают огромное влияние на управляемость автомобиля, его поведение на дороге, а также комфорт. Подбирая шины на Ваш автомобиль, необходимо особое внимание уделить их эксплуатационным характеристикам. Несоответствие шин типу автомобиля, стилю или условиям вождения может вызвать серьезные проблемы. Потому к их выбору нужно подходить особенно тщательно.
Прежде всего, нужно определить те модели шин, которые подходят Вашему типу автомобиля – легковому или внедорожнику (джипу). В категорию легковых автомобилей попадают также легковые грузовики (грузовые модификации легковых автомобилей с индексом грузоподъемности больше 100). Далее, необходимо выбрать тип шин - летние, зимние (шипованные или нет) или всесезонные.
Шины для различных сезонных условий отличаются не только рисунком протектора, но и химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. Так, например, летние шины в мороз не могут обеспечить должный уровень безопасности, поскольку при низких температурах резина заметно теряет свою эластичность, сцепление с дорогой снижено, и это может привести к неприятным последствиям. Заметим, что практически все, что Вам нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность или отражается в ее маркировке.
На боковине новой шины нанесено множество обозначений. Большинство из них содержат информацию служебного характера, однако, некоторые могут оказаться полезными для покупателя. Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых на нашем примере имеет следующий вид:
Маркировка | Обозначение |
P215/65 R15 89H | |
P | Тип автомобиля для, которого могут быть применены данные шины. «P» (Passanger — для легкового автомобиля) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). |
215 | Ширина профиля шины, мм. Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины! |
65 | Высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В приведенном примере высота составляет 65% от ширины. Если этой цифры нет на боковине шины (например 195 R 15), то это значение равно 80-82% и такая шина называется «полнопрофильной». |
R | Конструкция (радиальная или диагональная). Диагональная шина имеет каркас из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальной шине корд уложен от одного борта к другому без перехлеста нитей, по наружной поверхности он обтянут мощным гибким поясом из высокопрочного нерастяжимого материала. Многие автолюбители ошибочно думают, что R — означает радиус шины. В настоящее время особенно распространены радиальные шины, поскольку они в большей мере удовлетворяют требованиям безопасности. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки. |
15 | Диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус). Монтажный диаметр обода, в дюймах. Диаметр обода измеряемый в дюймах. При переводе в миллиметры надлежит считать 1 дюйм = 25,4 мм. |
89 | Индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load (максимальная нагрузка) следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах. |
H | Индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости. |
REINFORCED | 6 слоёв, усиленная шина. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. |
205/70 R 15 C | 8 слоёв, грузовая шина. |
31х10.5 R15 (Американское обозначение типоразмеров) | |
31 | Внешний диаметр шины в дюймах. |
10.5 | Ширина шины в дюймах. |
R | Шина радиальной конструкции. |
15 | Внутренний диаметр шины в дюймах. |
10.00R20 146/143 (Маркировка грузовых шин - радиальная) | |
10.00 | Ширина профиля шины (в дюймах); .00 - обозначение полнопрофильной шины для грузовых автомобилей |
R | Радиальная. |
20 | Монтажный диаметр шины (в дюймах). |
146/143 | Индекс нагрузки. 146 - для одинарного колеса, 143 - для сдвоенных (нагрузка на каждое колесо). |
6.15-13/155-13 (Маркировка грузовых шин - диагональные) | |
6.15 | Ширина профиля шины в дюймах. |
- | Диагональная |
13 | Посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться и в миллиметрах (330). |
155 | Ширина профиля шины в миллиметрах. |
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин | |
4 | Код страны, в которой проводилось испытание (в данном примере Голландия) |
All Season, AS |
Всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования. |
AW | Any weather – всепогодная. Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка и т.д.) |
M&S | Mud + Snow — грязь плюс снег. Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные. |
DA | Штамп - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации. |
DOT | Department Of Transportation - Министерство транспорта США, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимая на шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиям Министерства и разрешена к использованию в США. |
E | Шина соответствует требованиям ECE R30 (норматив по ECE) |
Inside | (Side Facing Inwards) ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Inside (внутренняя сторона) должна быть с внутренней стороны автомобиля. |
Outside | (Side Facing Out) ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля. |
Left | Означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль - левые только слева. |
Right | Означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль - правые только справа. |
MADE IN ITALY | Страна производитель. |
MAX PRESSURE | Максимально допустимое давление в шине, в кПа. |
PSI | Индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”) |
RAIN, WATER, AQUA |
Или пиктограмма «зонтик» — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования. |
Regroovable | В случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки |
Retread | Восстановленная шина. |
Rotation | Направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины. |
Sidewall | Состав слоя боковины. Внутренняя часть шины состоит из: 1 слоя района-искусственного шелка (США). |
Steel | Обозначение наличия металлокорда |
TEMPERATURE A | Температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С. |
TREADWEAR 220, TREAD WEAR INDEX, TWI |
Коэффициент (индекс) износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100. |
TRACTION А | Коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе. |
Tread | Под протектором находится 5 слоев: 1 слой района (искусственного шелка), 2 слоя стального корда, 2 слоя нейлона (США). |
Тous terrain | Всесезонная шина. |
Tubeless, TL |
Бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой. |
Tube Type, TT, MIT SCHLAUCH |
Шина должна эксплуатироваться с камерой (по умолчанию). |
TWID | Указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять. |
Цветовые обозначения | |
На Западе данная шина была уценена из класса «А» до класса «В» из-за косметических дефектов. В общем случае ее покупать можно, т.к. она сохраняет гарантию производителя. | |
На Западе данная шина была уценена из класса «А» до класса «С» из-за нарушения состава каучуковой смеси. Гарантии такая шина не подлежит, поэтому покупать ее не следует. | |
На Западе данная шина была уценена из класса «А» до класса «D» из-за внутренних дефектов. Гарантии такая шина не подлежит. Не покупать ее ни в коем случае - покрышка не соответствует стандартам качества и поставит под угрозу жизнь пассажиров. |