Колесные диски

Существует две системы автомобильной терминологии, одна бытует в индустрии автомобилестроения, вторая - среди автолюбителей и простого люда.

Условимся, что словом "колесо" мы будем называть автомобильное колесо в сборе - металлическая и резиновая составляющие. В данном разделе речь пойдет о металлической части - между ступицей автомобиля и шиной, условно назовем этот элемент конструкции "диском" или "дисковым колесом".

Для справки: "часто дисковое колесо называют просто диском (очевидно, во избежание путаницы между колесом в сборе и колесом как элементом конструкции автомобиля), что конечно, неверно. Ибо, на самом деле бывают разборные колеса, где обод и диск скреплены резьбовыми соединениями, а так же бездисковые колеса (например, на грузовиках "КамАЗ") или колеса с дисками в виде кольцевых фланцев (автомобили ЗАЗ)."

Дисковое колесо состоит из двух элементов — обода и диска, соединенных между собой точечной контактной сваркой, или цельноотлитых.

1. Обод — это кольцеообразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
2. Диск — это центральная часть дискового колеса, несущая обод. Диск крепится к ступице при помощи посадочных отверстий.

Для справки: ступица - центральная обычно утолщенная часть вращающейся детали (маховика, шкива, колеса и т.д.), имеющая отверстие для посадки на вал или ось, соединена с ободом колеса диском.

Типы дисковых колес

В данном разделе речь идет о дисковых колесах неразборной конструкции для камерных и бескамерных шин.
По технологии изготовления дисковые колеса делятся на стальные сварные (прокатный обод и штампованый диск), лекосплавные (литые, кованые).

Стальные диски

Части стальных дисков штампуют из листа и соединяют сваркой. Эта технология дешева и дает достаточно качественный продукт.

Достоинства:
  • довольно высокая прочность;
  • возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
Недостатки:
  • большая масса;
  • невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой);
  • устаревший дизайн.

Легкосплавные диски

Легкосплавные диски производятся из алюминиевых и магниевых сплавов. Они лучше отводят тепло от тормозных механизмов и ступиц автомобиля, предотвращая снижение эффективности тормозов при их частом использовании.

Достоинства:
  • обладают меньшей массой по сравнению со стальными;
  • улучшают условия работы подвески;
  • быстрее восстанавливает контакт с дорогой;
  • широкие возможности вариаций дизайна;
  • высокая точность изготовления;
  • хорошо отводят тепло тормозного узла.
Недостатки:
  • Высокая коррозийность легких сплавов вынуждает производителей покрывать диски специальным лаком, который в случае повреждения очень трудно восстановить.
  • Большая, по сравнению со стальными, толщина легкосплавных дисков требует применения специальных удлиненных крепежных болтов.
  • При сильных ударах диски практически не деформируются, на элементы подвески передаются повышенные нагрузки, что может привести к их повреждению, а сами диски при этом могут разрушиться.
  • Поврежденные легкосплавные колеса как правило не подлежат восстановлению.
Езда становится более комфортной, а скоростное движение - более безопасным. Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.

Литые диски

При изготовлении литых дисков расплавленный металл (алюминиевый или магниевый сплав) заливают в форму, металл остывает, после чего посадочные поверхности обтачиваются, в полученной отливке сверлятся отверстия.

Недостатки:
  • зернистая структура металла;
  • возможность наличия скрытых микротрещин;
  • недостаточную прочность (при ударе они деформируются и даже раскалываются);
  • сложность (часто невозможность) восстановления;
  • чрезмерно толстые стенки.
Достоинства:
  • Легче стальных;
  • Высокая короззийная стойкость.

Кованые диски

При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают поковку многослойной волокнистой структуры, которая затем обрабатывается на токарном станке.

Недостатки:
  • дороговизна технологии.
Достоинства:
  • исключительная прочность;
  • легкость;
  • лучше переносит удары.

Например: 13-дюймовое кованое колесо весит 4.9 кг против 6.0 кг у литого, а толщина стенок составляет только 3.0 мм против 5.5 мм у литого. При этом кованый диск лучше переносит удары. Поэтому для российских дорог кованые диски предпочтительнее несмотря на их дороговизну.

Сопоставив достоинства и недостатки литых и кованых легкосплавных дисков, выявили следующую градацию:

  • литой магниевый - легкий и непрочный;
  • литой алюминиевый - нормальные показатели;
  • кованый алюминиевый - легкий и прочный;
  • кованый магниевый - легкий и сверхпрочный.

Полезно: уменьшение массы колеса обеспечивает снижение неподрессоренных инерционных масс автомобиля, что улучшает условия работы его подвески. Это способствует повышению комфортабельности езды, улучшению тормозной динамики и управляемости автомобиля.

Магниевые диски, как правило, дорогостоящи и производятся на заказ. Надо заметить, что кованые диски российского производства, не уступая по качеству западным, стоят на порядок дешевле.

Сборные диски

Сборные дисковые колеса состоят из легкосплавной центральной части и стального обода. Достаточно редки и дороги.

cоздание сайтаimage service
Реквизиты